Первый канал может уйти от государства Президент Дмитрий Медведев на встрече с представителями пяти российских телекомпаний в минувший четверг сообщил, что после перехода с аналогового на цифровое вещание государство должно уменьшить число госканалов, часть из них продав, а часть укрупнив. Эксперты полагают, что в случае реализации президентского пожелания речь может идти прежде всего о судьбе Первого канала.
Нужна реорганизация
По словам Дмитрия Медведева, "государству на всех уровнях нужно будет окончательно определиться с количеством государственных средств массовой информации. На мой взгляд, их много, и необходима реорганизация государственной сети".
Президент России не в первый раз заявляет о необходимости сократить присутствие государства на телевидении. В начале 2012 года Дмитрий Медведев на встрече со студентами МГУ говорил о том, что у страны должен быть лишь один мощный канал, посредством которого будет транслироваться официальная точка зрения властей. В эту же идею – уменьшить число государственных каналов – вписываются и шаги по созданию Общественного телевидения (ОТВ), которое предполагается создать на базе одного из государственных каналов.
Президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко, которого некоторые наблюдатели прочат в руководители ОТВ, во многом согласен с Медведевым.
В интервью обозревателю РИА Новости Лысенко подчеркнул, что "в стране должен быть один государственный канал. Информационно-пропагандистский. Не вижу в этом определении ничего страшного".
По его мнению, подобная телекомпания должна, в первую очередь, информировать население о том, что происходит в стране, поскольку, по словам Лысенко, федеральное ТВ, наряду с армией и железными дорогами, является одним из тех институтов, которые скрепляют огромную страну.
От каких же каналов государство может избавиться в теории? Лысенко отмел из претендентов каналы НТВ и ТНТ, которые по его словам, являются лишь государственными "внучками" (они принадлежат дочерней структуре госхолдинга "Газпром". – РИА Новости), ТВЦентр, как муниципальное СМИ, принадлежащее городу Москве, а также "Звезду", которой владеет министерство обороны – это еще одна "внучка", по выражению президента Международной телеакадемии.
"Нелепо иметь два конкурирующих госканала"
В сухом остатке остаются Первый канал и медиахолдинг ВГТРК. Учитывая, что последний с его многочисленными каналами (в числе которых "Россия 1" и "Культура") на 100% принадлежит государству, Лысенко полагает, что предполагаемую приватизацию проще осуществить на Первом канале, где государству принадлежит лишь 51% акций.
По словам эксперта, у первой и второй "кнопок" практически одинаковая аудитория, а потому "нелепо иметь два государственных канала, конкурирующих друг с другом".
С Лысенко согласен академик Евразийской академии телевидения и радио Сергей Фомин.
"Два госканала общего наполнения не нужны государству. В отличие, например, от госканала "Культура"", – рассказал Фомин в интервью РИА Новости.
По его словам, в будущем они не понадобятся и зрителям России. "Сейчас во многих городах, где ловится три-четыре канала, Первый канал выполняет много функций, в том числе и развлекательных. С наступлением цифровизации, когда зритель будет получать десятки каналов, среди которых узкоспециализированные, потребность в Первом канале отпадет", – считает Фомин.
В свою очередь, главный редактор журнала "МедиаПрофи" и агентства телевизионной информации "Телескоп" Евгений Кузин меньше всего верит в то, что будет продан ВГТРК.
"Не только потому, что холдинг 100-центно государственный, но и потому, что в его лице была отстроена вертикальная система управления региональными телекомпаниями, которые являются теперь рупором Москвы", – рассказал Кузин в интервью обозревателю РИА Новости.
ВГТРК является важным информационным механизмом, с помощью которого центр всегда может осадить любого зарвавшегося губернатора, подчеркивает эксперт. Поскольку НТВ и ТНТ формально являются частными телекомпаниями, ТВЦентром владеет правительством Москвы, а на месте "Звезды" планируется создать Общественное ТВ, то по мнению Кузина, федеральные власти могут продать лишь свою долю на Первом канале.
Кузин не согласен с Лысенко в оценке совпадения зрительской аудитории первой и второй "кнопок". По его данным, Первый канал всеми силами старается омолодить свою публику, целенаправленно делая ставку на аудиторию от 14 до 45 лет, в то время, как "Россия 1" традиционно ориентируется на более старшее поколение – от 40 лет и выше.
Характер нового хозяина
Кто сможет купить госканал? Лысенко не очень верит в горячее желание отечественных миллиардеров вкладывать гигантские деньги в такое относительно низкоприбыльное предприятие, как ТВ.
"Кроме того, не надо забывать и о том, что государство будет продавать только тем, кому оно доверяет. Борису Березовскому, даже если он привезет с собой всех шейхов из Абу-Даби, не продадут", – отметил собеседник агентства. По его мнению, скорее всего, государство создаст специальный консорциум, который и купит канал.
Улучшится ли ситуация на отечественном ТВ с уменьшением государственного участия? По мнению Лысенко, все будет зависеть от того, каков будет новый хозяин: "если будет выполнять поручение государства – это одно, а если поставит себе задачу, которую и должен ставить частник, то есть получение прибыли – это другое".
Кузин полагает, что если в стране останется всего лишь один госканал, то это никак не повлияет в целом на количество и качество развлекательных программ на ТВ. Но, по его словам, есть шанс, что станет более разнообразной картина жизни в новостях, общественно-политических ток-шоу и аналитических программах.
Если учесть, что окончательный переход телевидения с аналогового на цифровое вещание предполагается осуществить до 2015 года, времени модернизацию госТВ остается не так много.
Впрочем, по мнению Лысенко, уходящий президент, скорее, обозначил свою позицию, рассказав о том, что ему хотелось бы сделать: "Это своего рода месседж: "Ребята, я не ухожу совсем, у меня много планов".